Управление основными производственными фондами

Основные производственные фонды (ОПФ) представляют собой материально-производственную базу хозяйствующих субъектов. Логично, что вопросы состояния и правильного использования ОПФ важны для организации на всех уровнях иерархической структуры управления производством.

Листайте
вниз

Иерархическая структура управления основными производственными фондами делится на три основных уровня:

  • Государственное управление;
  • Корпоративное управление;
  • Управление предприятием.

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ

Каждый уровень имеет свои цели, непосредственно связанные с управлением основными производственными фондами.

Государственное управление:

  • сформировать высокотехнологичную, конкурентоспособную промышленность;
  • обеспечить оборону страны и безопасность государства;
  • улучшить условия развития промышленности.

Корпоративное управление:

  • повысить эффективность предприятий и создать новые производственные площадки;
  • улучшить конкурентоспособность продукции.

Управление предприятием:

  • обеспечить безопасную эксплуатацию физических активов;
  • оптимизировать затраты и риски;
  • поддерживать производительность и технологическую точность физических активов;
  • повысить экономическую эффективность использования основных фондов.

Несмотря на различные цели, на каждом уровне решаются схожие задачи:

  • получение своевременных достоверных данных о состоянии и эффективности использования основных фондов;
  • доступность к единообразной информации на всех уровнях управления;
  • оценка рисков, возникающих при управлении производственными фондами и выполнении планов;
  • оценка потребности в модернизации и развитии производства;
  • оценка потребности в средствах на содержание (обслуживание), модернизацию и развитие основных фондов;
  • контроль за результатами произведённых инвестиций.

На каждом уровне управления ОПФ вопросы информационной обеспеченности для принятия управленческих решений принимаются посредством разных механизмов и способов получения информации, что приводит к информационному разрыву между уровнями.

На уровне управления предприятием, управление ОПФ происходит посредством использования различных IT-решений, (EAM, CMMS и др. системы), которые специализированы на решении текущих оперативных задач, возникающих на низших уровнях управления, и не направлены на решение стратегических задач, возникающих на верхних (государственных и корпоративных) уровнях управления.

Верхние уровни управления (государственное и корпоративное управление), требуют принятия глобальных решений, рассчитанных на реализацию в течение других периодов времени. Для удовлетворения потребностей в информации на верхних уровнях управления используются OLAP, BI и др. информационно-аналитические системы.

Несмотря на многообразие IT-решений, помогающих получать необходимую информацию на всех уровнях управления ОПФ, каждая из систем решает узкоспециализированные задачи своего уровня и слабо интегрируется с системами других уровней. Таким образом, на рынке отсутствуют эффективные системы, которые могли бы удовлетворить в полном объёме все уровни одновременно, объединив их в единое информационное пространство.

Отсутствие подобных механизмов управления основными производственными фондами для верхних уровней управления приводит к необходимости сбора информации посредством различных форм отчетности. Полученную таким образом информацию трудно проверить на достоверность, нет оперативности и точности данных. При таком способе трудно проанализировать динамику изменений состояния и эффективности использования ОПФ во времени.

РЕШЕНИЕ

Одним из вариантов решения всех вышеперечисленных проблем является создание единого комплекса управления ОПФ, разработанного на базе мировых достижений в области управления активами, объединяющего все уровни управления в единую систему, и обеспечивающий движение информации снизу (от каждого предприятия) вверх (к головным управляющим компаниям и государственным органам управления).

Комплексное решение задач включает в себя создание:

  • нормативно-методического обеспечения;
  • реестра основных производственных фондов;
  • реестра выпускаемой продукции;
  • набора ключевых показателей оценки эффективности (KPI);
  • механизма автоматизации процессов сбора хранения и обработки данных.

Современные тенденции развития промышленности в новых экономических условиях предъявляют следующие требования к решениям по управлению ОПФ:

  • обеспечение стратегической независимости отечественной промышленности от иностранных разработок (импортозамещение);
  • обеспечение соответствия отечественным и мировым стандартам;
  • соответствие отечественному законодательству;
  • адаптивность под выполнение задач на всех уровнях управления
  • оперативность внесения изменений в действующие механизмы управления;
  • сокращение затрат на внедрение и поддержку.

Подобный комплекс создан на базе информационно аналитической системы управления основными производственными фондами (ИАС – Управление ОПФ), разработанного с учетом мировых практик, опыт которых отражён в международных стандартах PASS 55 (Asset Management), ISO 55000 (Asset management) и отечественных стандартах ГОСТ Р 55235.Х (Менеджмент активов) ГОСТ Р 55.Х.Х.Х (Управление активами), ГОСТ Р 27.ХХХ (Надёжность в технике), ГОСТ Р 51901.Х (Менеджмент риска), ГОСТ Р 541ХХ (Менеджмент риска) и рекомендациях Р 50.1.ХХХ (Менеджмент риска).

Комплексное решение, обеспечивает:

1. На уровне государственного и корпоративного управления:

  • получение актуальной и достоверной информации о состоянии и эффективности управления ОПФ;
  • получение информации о текущей загрузке ОПФ, планах модернизации и развития предприятий;
  • получение информации о ходе выполнения государственных и коммерческих заказов;
  • поддержку формирования и корректировок планов по размещению и выполнению заказов;
  • оценку рисков невыполнения заказов в срок;
  • получение информации о потребностях предприятий и организаций в инвестициях.

2. На уровне предприятий и организаций:

  • оперативное предоставление отчетной информации, затребованную верхними уровнями управления;
  • подтверждение обоснованности потребностей в инвестициях на модернизацию и развитие производств. 

ПРЕИМУЩЕСТВА РЕШЕНИЯ

Комплексное решение в области управления ОПФ может предоставить широкие возможности по накоплению, анализу и обмену информацией между территориально распределенными пользователями, объединенными в единую (государственную, корпоративную и т.д.) сеть.

Использование современных средств информационной защиты, позволяет пользователям работать с информацией, составляющей государственную и коммерческую тайну.

Решения по интеграции различных информационных систем, связанных с управлением ОПФ в течении их жизненного цикла (EAM, ERP, CMMS OLAP, BI и др.), значительно повышает эффективность сбора данных для оперативного предоставления единообразной информации на всех уровнях управления, обеспечивая при этом возможность сравнения данных, собранных непосредственно из первоисточников, что способствует выявлению недостающей и недостоверной информации.

Накопление исторических данных о состоянии и эффективности использования ОПФ позволяет выявлять возможные риски, связанные с износом и устареванием физических активов предприятий и организаций, а также прогнозировать потребности в инвестициях на развитие и модернизацию производства. 

Отрасли
Банки и финансовые организации
Промышленные предприятия
Предприятия нефтегазового комплекса
Предприятия топливо-энергетического комплекса
Государственные структуры
Транспорт и инфраструктура