Основные производственные фонды (ОПФ) представляют собой материально-производственную базу хозяйствующих субъектов. Логично, что вопросы состояния и правильного использования ОПФ важны для организации на всех уровнях иерархической структуры управления производством.
Иерархическая структура управления основными производственными фондами делится на три основных уровня:
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
Каждый уровень имеет свои цели, непосредственно связанные с управлением основными производственными фондами.
Государственное управление:
Корпоративное управление:
Управление предприятием:
Несмотря на различные цели, на каждом уровне решаются схожие задачи:
На каждом уровне управления ОПФ вопросы информационной обеспеченности для принятия управленческих решений принимаются посредством разных механизмов и способов получения информации, что приводит к информационному разрыву между уровнями.
На уровне управления предприятием, управление ОПФ происходит посредством использования различных IT-решений, (EAM, CMMS и др. системы), которые специализированы на решении текущих оперативных задач, возникающих на низших уровнях управления, и не направлены на решение стратегических задач, возникающих на верхних (государственных и корпоративных) уровнях управления.
Верхние уровни управления (государственное и корпоративное управление), требуют принятия глобальных решений, рассчитанных на реализацию в течение других периодов времени. Для удовлетворения потребностей в информации на верхних уровнях управления используются OLAP, BI и др. информационно-аналитические системы.
Несмотря на многообразие IT-решений, помогающих получать необходимую информацию на всех уровнях управления ОПФ, каждая из систем решает узкоспециализированные задачи своего уровня и слабо интегрируется с системами других уровней. Таким образом, на рынке отсутствуют эффективные системы, которые могли бы удовлетворить в полном объёме все уровни одновременно, объединив их в единое информационное пространство.
Отсутствие подобных механизмов управления основными производственными фондами для верхних уровней управления приводит к необходимости сбора информации посредством различных форм отчетности. Полученную таким образом информацию трудно проверить на достоверность, нет оперативности и точности данных. При таком способе трудно проанализировать динамику изменений состояния и эффективности использования ОПФ во времени.
РЕШЕНИЕ
Одним из вариантов решения всех вышеперечисленных проблем является создание единого комплекса управления ОПФ, разработанного на базе мировых достижений в области управления активами, объединяющего все уровни управления в единую систему, и обеспечивающий движение информации снизу (от каждого предприятия) вверх (к головным управляющим компаниям и государственным органам управления).
Комплексное решение задач включает в себя создание:
Современные тенденции развития промышленности в новых экономических условиях предъявляют следующие требования к решениям по управлению ОПФ:
Подобный комплекс создан на базе информационно аналитической системы управления основными производственными фондами (ИАС – Управление ОПФ), разработанного с учетом мировых практик, опыт которых отражён в международных стандартах PASS 55 (Asset Management), ISO 55000 (Asset management) и отечественных стандартах ГОСТ Р 55235.Х (Менеджмент активов) ГОСТ Р 55.Х.Х.Х (Управление активами), ГОСТ Р 27.ХХХ (Надёжность в технике), ГОСТ Р 51901.Х (Менеджмент риска), ГОСТ Р 541ХХ (Менеджмент риска) и рекомендациях Р 50.1.ХХХ (Менеджмент риска).
Комплексное решение, обеспечивает:
1. На уровне государственного и корпоративного управления:
2. На уровне предприятий и организаций:
ПРЕИМУЩЕСТВА РЕШЕНИЯ
Комплексное решение в области управления ОПФ может предоставить широкие возможности по накоплению, анализу и обмену информацией между территориально распределенными пользователями, объединенными в единую (государственную, корпоративную и т.д.) сеть.
Использование современных средств информационной защиты, позволяет пользователям работать с информацией, составляющей государственную и коммерческую тайну.
Решения по интеграции различных информационных систем, связанных с управлением ОПФ в течении их жизненного цикла (EAM, ERP, CMMS OLAP, BI и др.), значительно повышает эффективность сбора данных для оперативного предоставления единообразной информации на всех уровнях управления, обеспечивая при этом возможность сравнения данных, собранных непосредственно из первоисточников, что способствует выявлению недостающей и недостоверной информации.
Накопление исторических данных о состоянии и эффективности использования ОПФ позволяет выявлять возможные риски, связанные с износом и устареванием физических активов предприятий и организаций, а также прогнозировать потребности в инвестициях на развитие и модернизацию производства.